Воспитательная роль труда | Фонд поддержки детского технического творчества имени летчика космонавта СССР Героя Советского Союза А.А.Сереброва

Воспитательная роль труда

Воспитательная роль труда.

Известный советский педагог В.А. Сухомлинский писал: «Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребёнок должен глубоко пережить это благородное чувство».

Что есть труд? Среди мириад значений этого слова – и тяжкое ярмо, и необходимость, и средство к существованию – можно найти одно, возвышающее его и придающее ему неоценимое значение в воспитании и педагогике. Это – творчество.

Мы живем в мире массовой культуры, порой чуждой русскому образу жизни. Зачастую происходит подмена идеалов, разрушение традиций предшествующих поколений. Занятия моделированием должны помочь в решении психологических проблем детей, отвратить их от алкоголизма и наркотиков, дают возможность раскрыть заложенную в человеке потребность в творчестве, желание созидать, создавать прекрасное своими руками. Каждому ребенку важно почувствовать себя творцом, открыть для себя мир искусства, народной культуры.

Мне кажется, в основу работы педагога – а тем более учителя труда – положено именно творчество. Творить, созидать, создавать из ничего своими мыслями и руками шедевры! И чтоб полностью раскрыть утверждение В.А, Сухомлинского, надо брать именно это значение слова, потому как Труд, синонимичный творчеству, воспитывает и обучает. Чему же учит он?

В первую очередь – развивает фантазию. Не без гордости могу сказать, что основываясь на учении К.Д. Ушинского о творческом труде как важнейшем факторе жизни и воспитания, я преподаю детям моделирование. И не так, как это делают все, нет! На моих уроках ребята свободны в выборе. Каждый из них вправе придумывать свою собственную модель. Видели ли вы когда-нибудь карету-самолет? А мои дети делают и не такое! Мне кажется, именно так рождаются великие открытия (и не только в области моделирования) – необходима фантазия, новый взгляд на проблему и, как следствие, её необычное решение!

Для работы я использую только вторсырье. Это удивительный материал — гофрокартон, использованные ручки, проволока, пенопласт. А удивителен он тем, что дает неограниченный простор фантазии юного творца – делай из него все, что хочешь! Могу сказать, что это мое педагогическое открытие. Доступность и дешевизна. Все имеют равные возможности, ничего не надо покупать.

Модель придумана – ее пока еще нечеткие контуры словно заставляют руки воплотить ее в жизнь. И вот следующая воспитательная функция труда (еще раз отмечу, труда как творчества – это является основным): умение ставить цели и, что немаловажно, умение достигать их! Реализация своей идеи, воплощение в жизнь задуманного – какой ребенок не мечтает об осуществлении своего желания!? А когда к выполнению причастен он сам, когда своими руками делает то, что так хотелось ему, радость становится еще больше!

Не ошибается тот, кто ничего не делает – гласит известное выражение. А кто делает, и делает с удовольствием, порой встречается с ошибками. Как быть? Если стремление осуществить свое желание достаточно сильно, ребенок никогда не свернет с намеченного пути. Вспомните, как плачут дети в магазине, не дождавшись от родителей вкусной конфеты или желанной игрушки! Они прикладывают все силы, чтоб добиться своего. Так и в творчестве – раз, другой – ошибки, но на третий, четвертый все получится обязательно! Ведь на ошибках учатся. И закаляют характер: поставив себе цель, ты – если очень хочешь! – должен не сворачивать с пути, а делать все, что в твоих силах, чтобы прийти к результату.

Вторсырье  и тут уникально: его плюс в том, что его много. Так что дефицита в стройматериалах у нас точно не будет.

Что мы обычно делаем с упаковками и прочим «мусором»? Правильно – выкидываем. И даже не догадываемся, как изо дня в день загрязняем нашу планету. А мы этот «мусор» (в кавычках, так как для нас он – бесценный материал!) собираем и делаем из него великолепные работы. Поэтому, изучая то же моделирование, ребята так или иначе соприкасаются со многими другими науками – с экологией и экономикой. А геометрия? Без знаний основных геометрических аксиом не сделаешь самолет – без симметрии его крылья получатся неровными, и он не будет летать. У детей  развивается пространственное мышление, приобретаются навыки рисования и черчения, формируется понятие пропорции и масштаба. Таким образом, творчество воспитает любовь к познанию, прививает тягу к знаниям.

Ребята учатся сами давать оценку, сравнивать и выбирать, принимать решения, узнают понятия дешевизны, технологичности.

Всех сейчас волнует уровень образования. Многие дети не могут ответить даже на самые простые вопросы. Пропадает интерес к знаниям. Чем может помочь труд?  На моих занятиях в процессе работы над моделью дети узнают ее историю, конструктора, и другие интересные подробности об этом времени и эпохе. А делаем мы в основном модели отечественных образцов, так что у детей появляется гордость за технику своей страны, за ее создателей.

Дети – народ неусидчивый и вечно спешащий. Им нужно все и сразу. Поэтому иногда в спешке детали получаются неровными, а места склеивания – непрочными. Но желание сделать красивую модель берет верх – и вот ребенок, с неохотой, правда, но – надо ведь! –  исправляет, переделывает, склеивает, обрезает. Труд воспитывает аккуратность и усидчивость, ответственность за результат – скажем, обрадуются ли родители неаккуратно сделанному подарку на праздник? Нет! Поэтому если делать, то делать хорошо.

Бич нашего  времени — компьютер. Эту проблему можно приравнять к тем глобальным вопросам, волнующим человечество. Целое поколение развивается «по ту сторону экрана», кнопки за ребенка делают все! А в реальной жизни они и гвоздя не умеют забить. Какими они вырастут, что ждет их? Не поможет им в этой, настоящей жизни их «заэкранная» всесильность, не решит бытовые обыденные проблемы. Умение работать руками — это не щелканье кнопками, это будет нужно все жизнь. Чем сейчас заняты дети в свободное время?  Главным образом играют в компьютерные игры. Да и родители вместе с ними. А на самом деле многие из них просто не знают другой формы досуга. Задача творчества – предоставить им альтернативу, найти замену притягивающей и всепоглощающей «чудо — машине». Показать, пробудить интерес! Ведь в каждом ребенке сидит созидатель, надо только разбудить его.

Во многих абзацах я пишу – «если ребенку интересно», «если он хочет». Сейчас объясню, почему. Труд – труд учителя – воспитывает ведь не только учеников. Сам преподаватель, опираясь на свой личный опыт, на опыт коллег, должен неукоснительно следить за качеством своей работы, воспитывать в себе внимание к каждому ученику, готовность помочь и поддержать. И что важно – заинтересовать. Ведь вся эта система воспитания – воспитания через труд, труд-творчество – построена на интересе.

Моя работа с детьми построена на создании для каждого ребенка ситуации успеха, эмоционального благополучия. Каждый вновь приходящий на занятия видит большое количество самых разнообразных моделей. Здесь всегда найдется работа, которая заинтересует его, вызовет желание сделать подобную и  себе. И все эти работы сделаны сверстниками. Это помогает поверить в свои силы, начать работу. А если есть желание, то остается только научить ребенка  как это желание реализовать. Начинается процесс познания, приобретается опыт, появляется и умение. Немного стараний, и вот – новый танк или паровоз готов! А гордость за первую работу, которую сделал своими руками, когда он показывает ее родителям и друзьям! Это не купленная работа, которая  есть у всех, нет, — это его собственная, сделанная в единственном числе. Она для него дороже любой самой дорогой игрушки.   Вскоре и  сами дети начинают предлагать для изготовления модели по своим чертежам и рисункам, сами становятся и конструкторами и творцами. Это самая большая радость в моей работе, ведь весь мой труд направлен на  создание условий для развития индивидуальных способностей каждой личности!

Александр Семенов

Руководитель объединения технического моделирования детского юношеского центра » Медведково»,    
 
учитель технологии в школе № 756 и кадетском корпусе № 1778. 
преподаватель дополнительного образования   1-й категории
инженер-механик