дело всей твоей жизни | Фонд поддержки детского технического творчества имени летчика космонавта СССР Героя Советского Союза А.А.Сереброва

дело всей твоей жизни

image description

 

                                     Беспамятство – худшее из человеческих качеств.

Настоящие люди помнят и знают своих предшественников.

Общение с историей на примерах деятельности конкретных личностей

имеет огромное познавательное и воспитательное значение.

Изучение истории помогает понимать настоящее,

учит предвидеть будущее, вскрывает механизмы достижения успеха.

Академик РАН  Б.Е.Черток

 

«ДЕЛО  ВСЕЙ  ТВОЕЙ   ЖИЗНИ!»

  Впервые за все время организации и проведения выставок творческий коллектив попытается рассказать через судьбы наших великих главных конструкторов:  С.П. Королев – ракеты, В.П. Глушко – ракетные двигатели, В.П. Бармин – космодромы, Н.А. Пилюгин – автономные системы управления ракетой, М.С. Рязанский – радиоуправление ракетой, В.И. Кузнецов – ракетная гироскопическая техника и А.Ф. Богомолов – радиотелеметрия, каким образом они пришли к реализации проекта,   который изменил жизнь всей планеты – запуск первого искусственного спутника Земли.

«Наша страна всегда славилась своими инженерами».

Президент РФ  В.В. Путин.

 

Совместно с родными и близкими наших главных героев, а также на основе документов музеев заводов и конструкторских бюро, мы попытаемся проследить путь каждого из семи  от мальчика до маститого ученого. Расскажем, что формировало их взгляды, отношение к жизни, стране, и самое главное, что послужило толчком вхождения в профессию.

 

Из истории вопроса:  13 июля 1944 года, письмо У. Черчилля –
И. Сталину, которое послужило толчком, ускорило освобождение заключенных-ракетчиков. Английский премьер сообщал, что немцы проводят испытания летающих ракет «А-4» («ФАУ-2») в Дебице на территории оккупированной Польши, куда уже вступила Красная Армия, (Львовско-Сандомирская операция) и просил помочь разыскать и доставить в Лондон все, что относится к ракетам.

Стало ясно, что нельзя терять время, надо захватить инициативу в создании стратегического ракетного оружия. И.В. Сталин вызвал наркома авиапрома А.И. Шахурина и наркома внутренних дел Л.П. Берия, чтобы выяснить, что делается у нас в области ракетостроения. Зная, что ведущие ракетчики, в том числе С.П. Королёв, репрессированы, а некоторые расстреляны, наркомы пришли не с пустыми руками:

16 июля 1944 года они принесли свое апрельское письмо на имя
И.В. Сталина с приложением списка из 35 заключенных специалистов, подлежащих освобождению, – «ядро» будущего коллектива ракетчиков.

27 июля на заседании Президиума Верховного Совета СССР принято постановление о досрочном освобождении С.П. Королева.

По приказу И.В. Сталина в район Дебице отправилась специальная комиссия из специалистов-ракетчиков (М.К. Тихонравов, Ю.А. Победоносцев и др.). В Москву привезли двигатель (ЖРД с тягой 25 тыс. кгс!) и командные гироскопические приборы.

 Это стало началом начал: нужны были не десятки, а тысячи специалистов (инженеров, конструкторов, технологов, двигателистов, гироскопистов, стартовиков, прибористов и др.) высокого класса, способных разобраться в незнакомой ракетной технике, а затем создать свою – лучшую. Кадры решают все, но где их взять в стране, ведущей Великую Отечественную войну, когда вся промышленность работает на фронт, на Победу?! 

 

           В 20-30-е гг. XX века, в период индустриализации, в стране возникли первые конструкторские бюро: 1922 г. – КБ А.Н. Туполева, 1923 г. – КБ Н.Н. Поликарпова, 1927 г. – КБ А.С. Яковлева, 1929 г. – КБ С.А. Лавочкина, вслед за первыми КБ появлялись все новые и новые: 1933 г. – КБ С.В. Ильюшина, 1935 г. – КБ В.Ф. Болховитинова, 1936 г. – КБ
В.М. Петлякова, 1938 г. – КБ А.И. Мясищева, 1939г. – КБ А.И. Микояна, 1940 г. – КБ П.О. Сухого (для справки: за последние 30 лет в нашей стране не появилось ни одного нового КБ)...

В 40-е гг. кадры специалистов дала отечественная инженерная школа, возникшая и выросшая из детских технических кружков: СЮТов, Домов Пионеров, авиамодельных и судомодельных кружков, а также при помощи агитации и пропаганды инженерных знаний.

            Высокий уровень индустрии, передовые позиции во многих областях машино,– приборо,– радиостроения – все это было обеспечено первоклассными кадрами специалистов. Для новой отрасли – ракетостроения – их собирали со всей страны:

из Министерства машино —  и приборостроения – 80 специалистов;

из Министерства вооружений – 305 специалистов;

из Министерства вооруженных сил – 95 специалистов;

из Министерства электропромышленности – 155 специалистов;

из Министерства сельхозмашиностроения – 160 специалистов;

из Министерства судостроительной промышленности – 45 специалистов. Общее количество специалистов-ракетчиков в 1950 году составило 4932 человека.

 

Хочется отметить, уважаемый Вячеслав Алексеевич, что наше обращение к Вам совпало с выступлением Президента РФ В.В. Путина в Кремле 23 июня 2014 года  на заседании «Совета при Президенте по науке и образованию», где он сказал: «…для России, для нашей экономики, для промышленности, для АПК – вопросы подготовки и качество инженерных кадров, становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности государства и, что принципиально важно, основой для его технологической, экономической независимости. Убеждён, что отечественная система технического образования должна быть нацелена на подготовку инженеров, чьи навыки, квалификация отвечают требованиям, потребностям современных предприятий».

 Мы полностью разделяем и поддерживаем мнение нашего Президента, в котором он особенно акцентирует внимание на подготовке инженерных кадров в России! Считаем, что в ближайшие десятилетия одним из условий выживания нашего государства в XXI веке будет наличие квалифицированных инженерных кадров и, что немаловажно – наличие инженерной среды в стране. Мы своей выставкой «Дело всей твоей жизни!» хотим показать государственным чиновникам, депутатам Государственной Думы, членам Совета Федерации, руководителям государственных учреждений и предприятий, что вопрос подготовки инженерных кадров – дело государственного масштаба, невозможно за один год подготовить нужное количество квалифицированных инженеров! Кадры нужно готовить! Причем, постоянно, и еще – вчера.

И это четко отметил Президент РФ: «У нас заделы советского времени явно закончились или заканчиваются по многим направлениям. Весь мир и наша экономика втягиваются, если уже не вошли, в новый технологический уровень, совершенно другого качества».

Каждый век бросает свой вызов нашему государству. XXI век – высоких технологий, которые постоянно меняются, обновляются и прогрессируют. За всем этим стоит человек, его знания и возможности, его способность к обучению и познанию. Сегодня те государства, которые осознают стратегическое значение наличия достаточного количества подготовленных высококвалифицированных инженерных кадров в стране – имеют шанс остаться в группе высокоразвитых стран, создающих современную технологическую индустрию, это шанс – разговаривать со всем миром на равных, это значит – быть суверенными и прогрессивными.

«Сегодня лидерами глобального развития становятся те страны, которые способны создавать прорывные технологии и на их основе формировать собственную мощную производственную базу. Качество инженерных кадров становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности государства» — говорит Президент РФ.

Это все то, что осознали в свое время главные герои нашей фотовыставки – «Главные конструкторы Советского Союза», люди, для которых Проект, который им предложило реализовать государство, стал главным делом всей их последующей жизни. Это были гениальные ученые, которые сумели каждый на своем месте, развить собственную систему подготовки инженерных кадров для своего предприятия, отрасли. Они создавали   целые инженерные команды – ведь за их спинами находилось огромное количество инженеров, которые трудились по всей стране. Именно они, обладая высочайшей квалификацией и определенной степенью творчества, могли осуществлять (решать) поставленные им задачи, которые исходили им сверху. Ведь мало придумать систему, деталь – нужно чтобы кто-то мог это все исполнить, рассчитать, высверлить, (сделать).  «Совет главных конструкторов» сумел сделать невозможное  – объединил грандиозной целью, общим делом, творческим трудом огромную армию конструкторов, инженеров, исследователей, космонавтов, технологов, рабочих – несколько поколений людей, чьими коллективными усилиями наша страна превратилась в великую космическую державу.

В те времена была создана инженерная среда, и труд инженеров был востребован. Более того, как говорил А.А. Серебров (Герой СССР, летчик-космонавт) – «тогда существовала «инженерная культура» в стране». А в 90-е годы XX века от «инженерной культуры» ничего не осталось… Сегодня мы расплачиваемся за это: «…куда ни приедешь, везде на крупных передовых предприятиях один и тот же вопрос с кадрами и прежде всего с инженерными. Их явно не хватает, — сказал Путин на вышеуказанном заседании. Это уже становится ограничителем экономического роста! У нас есть сегодня и потребность в инженерных кадрах, и возможность их подготовки». Особенно радуют слова Президента РФ о том, что на сегодня существует возможность подготовки инженерных кадров. Значит не все потеряно. Вселяет надежду и по-настоящему глубокое понимание значения подготовки инженерных кадров нашего Президента: «В России запускаются крупные индустриальные проекты, в рамках которых инженерам по-настоящему интересно и амбициозно работать», — сказал глава государства. В стране удалось повысить уровень подготовки специалистов по таким критически важным направлениям, как авиационная, атомная, автомобильная промышленность, металлургия и энергетическое машиностроение.

Интересно, что Министр образования РФ Дмитрий Ливанов отметил, что  объёмы подготовки инженеров  находятся на уровне 1980–1982 года. Также озвучены данные, согласно которым порядка 30% школьников сейчас выбирают ЕГЭ по физике и информатике.

А в марте этого года вице-премьер Правительства России Дмитрий Рогозин предложил увеличить количество часов, отводимых в старших классах на изучение математики и физики, с целью возродить инженерную специальность!

По словам помощника Президента РФ А. Дворковича уже сегодня для решения поставленных задач требуется несколько десятков тысяч инженеров!

Да, сегодня уже требуется целая армия инженеров и конструкторов,  а что будет завтра? Те инженеры, которые востребованы уже сегодня – это люди, которые учились на свою профессию 20-30 лет назад. Их нехватка в производстве – это разрыв непрерывной подготовки в 90-е годы, когда престиж этой профессии упал «ниже плинтуса»…

Одной из задач данной фотовыставки является посыл к государству о том, что нужно создавать инженерную среду, нужно активно популяризировать саму профессию инженера и конструктора.

Для этого нужно создавать различные программы для молодежи, снимать художественные и документальные фильмы о прорывных изобретениях и людях, придумавших их. Нужно больше внимания уделять техническому творчеству молодежи – открывать большее количество кружков, клубов и «станций юных техников». Необходимо насыщать такие кружки-клубы различной современной техникой, аппаратурой, станками и пр.
К сожалению, современная отечественная медиа-культура никак не пропагандирует людей инженерной профессии, на экранах ТВ все больше криминальные сериалы и откровенная попса. И в этом кроется большая беда, поскольку мы наблюдаем немного другое в американских красивых, дорогих фильмах, где ОНИ всегда правы и побеждают, где «у них в фильмах» наши космонавты на орбите летают небритыми в зимних шапках… Но, даже в таких фильмах американцы делают главными героями —  инженеров и конструкторов (как правило – молодых людей!), которые что-то там сконструировали, что-то разгадали и … спасли мир!  Мы считаем – такие фильмы являются прямой пропагандой человека технических знаний! Так и надо ЭТО пропагандировать. Наши дети должны уже в детском саду сталкиваться с такими предметами, которые будут способствовать – подталкивать ребенка к возможности их разобрать, потом собрать, а потом – может и сломать… а затем – починить. А почему бы и нет?  На дворе XXI век.

Самое главное из вышесказанного – в подтверждении вышеизложенного хочется отметить такой факт, по наблюдениям специалистов, которые отслеживают симпатии детей в школах 4-6 классов в течении уже 10 лет, наметилась странная, но приятная для нас тенденция – в московских школах в 4-6-х классах стал возникать неожиданный крен, при опросе детей «а кем бы вы хотели стать?» — если ранее на такой вопрос многие отвечали, что хотят стать юристами, врачами, бизнесменами, то сейчас уже появляются желания стать конструкторами роботов и сложных машин! Вот так, если  наш кинематограф «не идет к нашим детям», то к ним пришел «американский». Считаем, что это прямые последствия продвижения американских фильмов на территории России. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло!

Но, чтобы для страны готовить достаточное количество инженерных кадров, нужно чтобы молодой человек захотел стать инженером. Значит нужно дать ему возможность попробовать свои силы, или просто дать шанс для выбора профессии. Создавая кружки, клубы технического творчество молодой человек сумеет понять, обучаясь в нем, лежит ли у него душа к такому творчеству, получается ли у него. Более того, педагоги, наставники всегда сумеют подметить насколько талантлив и «рукаст» молодой человек, сумеют помочь, подтолкнуть в нужную сторону, чтобы он сумел сделать правильный выбор и получил бы шанс реализовать свои способности в науке, на производстве и пр. Возможно, что некоторые из тысяч таких ребят сумеют (все таки) выбрать профессию инженера или конструктора и это дело станет для них «делом всей их жизни». И такие мастерски е по отбору детей в инженерную среду должны создавать и вестись по всем регионам страны. Так начнет формироваться база будущих инженеров. Такой путь в детстве прошли главные герои нашей фотовыставки, значит это правильный путь, которые мы немного забыли.

Мы считаем — подготовка инженерных кадров сегодня это  стратегическая задача России в современных условиях.

Геополитические вызовы диктуют условия максимального напряжения как экономического, интеллектуального, военного и политического, так и человеческого. В таких условиях наличие людей, которые бы сумели в кротчайшие сроки четко выполнить заказ государства на создание особых проектов, которые бы могли стать прорывными в своих областях, для преодоления различных кризисов, как экономических, так и военно-политических.
КОНЦЕПЦИЯ ПЕРЕДВИЖНОЙ ВЫСТАВКИ

                                                                                                                            

 КОНЦЕПЦИЯ ПЕРЕДВИЖНОЙ ВЫСТАВКИ

«СОВЕТ ГЛАВНЫХ КОНСТРУКТОРОВ»

      Передвижная выставка «Совет главных конструкторов» рассказывает, на основе рассекреченных документов и строго проверенных фактов, о научном и гражданском подвиге творцов космической техники, – ученых, конструкторов, инженеров, прославивших наше Отечество в середине XX века. В доступной, наглядной форме массовый посетитель увидит и поймет, как эти выдающиеся люди искали и находили пути решения задач освоения Космоса, которые до них никто в мире еще не ставил и не решал. Мы, их соотечественники, по-праву гордимся дерзновенными достижениями первого поколения покорителей Космоса 50-60-х гг. XX века и хотим знать, как им это удалось. Ответам на эти вопросы и посвящена передвижная выставка «Совет главных конструкторов».

Экспозиция  выставки раскрывает секреты изобретений первопроходцев отечественной космонавтики (без импортных комплектующих и элементной базы!), объясняет, почему их работа по созданию уникальной ракетно-космической техники оказалась высокоэффективной и позволила нашей стране ступить на порог Вселенной. Сегодня, в наше смутное время, когда из десяти космических запусков четыре оказываются аварийными, проблемы эффективности, надежности в ракетостроении особенно актуальны. Материалы, представленные в экспозиции выставки, показывают, кто и как впервые решал тогда и решил сверхсложные проблемы практической космонавтики.

Передвижная выставка «Совет главных конструкторов» рассказывает и показывает, как с самых первых шагов обеспечивалась высокая управляемость и высокая эффективность ракетно-космической отрасли отечественной экономики, на каких принципах она была построена «отцами-основателями». Один из базовых принципов назывался «Совет главных конструкторов» – не только орган межведомственного научно-технического руководства, не только главный организатор работ по всем системам, но и коллективный разум, который методом мозговой атаки решал любые инновационные проблемы, владел всеми программами ракетно-космической отрасли. Авторитет этого неформального органа (постановлений правительства об учреждении этого управляющего органа не существует, но его рекомендации выполнялись всеми беспрекословно!) основывался только на компетентности его членов. Совет главных конструкторов – уникальная организация, какой история еще не знала. Совет главных конструкторов был создан С.П. Королевым в 1946–1948 гг. из шести единомышленников – лидеров отечественной науки и техники, сыгравших решающую роль в создании так называемых больших систем в ракетно-космической технике, масштабы которой до них никто себе и не представлял: С.П. Королев – ракеты, В.П. Глушко – ракетные двигатели, В.П. Бармин – космодромы, Н.А. Пилюгин – автономные системы управления ракетой, М.С. Рязанский – радиоуправление ракетой, В.И. Кузнецов – ракетная гироскопическая техника.

Эти смелые, волевые специалисты показаны в экспозиции выставки как яркие широкомыслящие личности со своей индивидуальностью, самобытным характером, неповторимым жизненным путем. «Великолепная шестерка» главных конструкторов была объединена прежде всего интеллектуально в единый «оркестр», которым умело управлял «дирижер», – С.П. Королев, «главный из главных». Не случайно центральное место в экспозиции выставки занимает так называемый «феномен Королева», – основоположника практической космонавтики, потеря которого не восполнена до сих пор, как, впрочем, и всех остальных главных конструкторов. В экспозиции выставки все персонажи Совета главных показаны в их неповторимости, уникальности, в особенности их судеб и, одновременно, в сотрудничестве, сотворчесвте, в товарищеских и дружеских взаимоотношениях.

Выставка открывает новую страницу знаний об отечественной космонавтике – инновационный и уникальный характер Совета главных конструкторов, его решающую роль в создании принципиально новой высокоэффективной ракетно-космической отрасли на основе хай тека. Рассматривая ракету первоначально как военное оружие (средство доставки ядерного заряда), Совет главных уже тогда предвидел, рассчитывал и конструировал ракету («изделие») как носителя сперва научной аппаратуры для изучения космического пространства, а затем и человека на борту. Именно поэтому, мы опередили США, и наш соотечественник Ю.А. Гагарин первым из землян проник в Космос.

«Совет главных конструкторов» сумел сделать невозможное – объединил грандиозной целью, общим делом, творческим трудом огромную армию конструкторов, инженеров, исследователей, космонавтов, технологов, рабочих – несколько поколений людей, чьими коллективными усилиями наша страна превратилась в великую космическую державу.

Передвижная выставка «Совет главных конструкторов» имеет не только информационно-пропагандистское и культурное, но и воспитательное значение: ее герои могут служить новому поколению молодых людей примером в выборе главных человеческих ценностей, жизненного пути.

  В.В. Величко