Новожилов Генрих Васильевич | Фонд поддержки детского технического творчества имени летчика космонавта СССР Героя Советского Союза А.А.Сереброва

Новожилов Генрих Васильевич

 Новожилов  Генрих Васильевич

Новожилов Генрих Васильевич

Биография Новожилова Г.В.

Новожилов Генрих Васильевич родился 27 октября 1925 года в г. Москве.
До войны окончил 8 классов средней школы.
Трудовой путь начал в 1943 году лаборантом кафедры физики в МАИ. До 3-го курса совмещал работу с учебой.
1943-1949 годы студент МАИ.
С 1 июля 1948 года с преддипломной практики начал работать в ОКБ С.В. Ильюшина в должности инженера-конструктора. В отделе фюзеляжа прошел путь до конструктора I категории. Принимал участие в работах по самолетам Ил-14, Ил-40, Ил-46, Ил-54. Был ведущим инженером по специальности при постройке и летных испытаниях реактивного бомбардировщика Ил-54.
1956-1958 годы секретарь парткома предприятия.
С сентября 1958 года заместитель главного конструктора по Ил-18 и ответственный за самолеты «Ил», находящиеся в эксплуатации.
Участвует в разработке модификаций Ил-18 для ВВС -противолодочного самолета Ил-38, Ил-20 «Стрела» и других.
В 1964 году Приказом министра назначен главным конструктором П категории и первым заместителем генерального конструктора. С этого времени под руководством С.В. Ильюшина начинает работать в Бюро эскизного проектирования.
Отвечает за проведение летных испытаний, запуск в серийное производство и эксплуатацию дальнемагистрального реактивного самолета Ил-62.
В сентябре 1967 года начались полеты с пассажирами, и самолет Ил-62 надолго становится флагманом «Аэрофлота».
В июле 1970 года по представлению Сергея Владимировича Ильюшина (в связи с его болезнью и уходом по личному заявлению на пенсию) Распоряжением Совета Министров СССР Новожилова Г.В. назначают генеральным конструктором и ответственным руководителем предприятия.
Следует отметить работу по созданию военно-транспортного самолета Ил-76 – первого самолета его конструкции. Опытный Ил-76 взлетел с Центрального аэродрома г. Москвы 25 марта 1971 г. Принят на вооружение в 1976 году.
Ил-76 – первый реактивный военно-транспортный самолет, способный использовать грунтовые и бетонные полосы, стал основным в составе ВТА ВВС, выполняет все виды десантно-транспортных операций. В гражданской авиации осуществляет коммерческие перевозки и специальные задания при чрезвычайных ситуациях. На базе Ил-76 создано много модификаций -керосинозаправщик Ил-78, самолет для тренировки космонавтов в невесомости, летающий госпиталь «Скальпель», противопожарный др.
В 1980 году вышел на трассы «Аэрофлота» первый российский 350-местный пассажирский широкофюзеляжный самолет Ил-86. При создании этого самолета Новожиловым Г.В. были разработаны и воплощены в конструкцию новые принципы обеспечения безопасности полета. Достигнута высокая технологичность и эффективность в эксплуатации. 130 технических нововведений, защищенных патентами, свидетельство высокой технической культуры и научных разработок, выполненных совместно с ЦАГИ и внедренных Новожиловым Г.В. в самолет Ил-86, послужили дальнейшему развитию российской авиационной науки.
Год 1993 – генеральным конструктором Новожиловым Г.В. была завершена работа по созданию самолета нового поколения – дальнемагистрального широкофюзеляжного пассажирского самолета Ил-96-300 с отечественными двигателями ПС-90.
14 июля 1993 года рейсом Москва-Нью-Йорк начались пассажирские перевозки. Сегодня налет самолетов подходит к 70 тысячам летных часов.
В самое трудное время с 1990 по 1999 год по решению Президентов России и США проводит работу по дальнемагистральному самолету Ил-96М/Т с американскими двигателями и американской авионикой, создает первый совместный российско-американский самолет, получивший Сертификат типа FAA США в 1999 году, не уступавший лучшим аналогичным самолетам мира.
Ил-103 – легкий многоцелевой самолет, предназначенный для использования в авиашколах, при патрулировании и оказании скорой медицинской помощи. Первый полет май 1994 года. Имеет два Сертификата Сертификат тип МАК СНГ получен в декабре 1996 года, FAA USA – декабрь 1998 года.
Работа по программам самолетов Ил-96М/Т и Ил-103 в партнерстве с американскими специалистами и сертификация этих самолетов в американском регистре, проведенная впервые, стала признанием высокой профессиональной квалификации наших конструкторов и рабочих, свидетельством высокого уровня отечественной технологии и конкурентоспособности наукоемких, сложных изделий, создаваемых в России.
Ил-114 – турбовинтовой пассажирский 64-местный самолет нового поколения для региональных трасс, с низким уровнем расхода. Первый полет — март 1990 года. Сертификат типа МАК СНГ получен в апреле 1997 года. В серийное производство запущен на ТАПОиЧ (Ташкент) успешно много лет эксплуатируется компанией «Узбекистон Хаво Йуллари» Узбекистан.
В каждой из вышеперечисленных программ создания новых самолетов Генрих Васильевич Новожилов проявлял высокий уровень творчества ученого-конструктора, разрабатывая простые, надежные и эффективные конструкции самолетов, обеспечивающих высокий уровень безопасности полета, большой ресурс, производственную и эксплуатационную технологичность. Он внес большой вклад в развитие мирового самолетостроения.
В 1979 году избран членом-корреспондентом, а в 1984 году академиком Российской академии наук.
Генрих Васильевич Новожилов выполнял большую общественную работу – неоднократный депутат Моссовета, Верховного Совета, Народный депутат СССР. Он дважды Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской премии и Правительства РФ, удостоен звания «Заслуженный конструктор РФ», награжден тремя орденами Ленина, орденами «Октябрьской революции», «Трудового Красного Знамени», «Знак почета», «Дружбы народов», «За заслуги перед Отечеством П и Ш степени», орденами Польши, Чехословакии, Республики Узбекистан и многими медалями, Золотой медалью имени А.Н. Туполева за выдающиеся работы в области авиационной науки и техники.
Новожилов Г.В. ветеран Великой Отечественной войны и Труда, награжден медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и «Ветеран Труда».
С января 2006 года – главный советник по науке генерального директора – генерального конструктора. Ежедневно в 9.00 начинает свой рабочий день.