XLIII АКАДЕМИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ ПО КОСМОНАВТИКЕ | Фонд поддержки детского технического творчества имени летчика космонавта СССР Героя Советского Союза А.А.Сереброва

XLIII АКАДЕМИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ ПО КОСМОНАВТИКЕ

посвященные памяти академика С.П.Королева и других выдающихся отечественных ученых-пионеров освоения космического пространства

ДОКЛАД
ГИРД—ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА.
«Нам нужна мечта, надежда, утопия.
Утопия – это великое открытие.
Если люди не изобретут новую на первый
взгляд никому не нужную утопию,
то они не выживут в качестве людей.
А.А.Зиновьев

Для оценки исторического значения деятельности лаборатории ГИРД, необходимо сделать анализ всего, что в 30-е годы прошлого столетия определило мировое развитие ракетной техники.
За основу взяты работы в этой отрасли основных научно и промышленно развитых стран — Англии , Франции, Италии, США, Германии и СССР.
Данная работа представляет собой попытку представить в обобщенном виде основные материалы ,относящиеся к истории развития общественного движения, становления в нашей стране ракетно-космической тематики и самого яркого его проявления лаборатории ГИРД.
Написание данной работы вызвано тем, что указанная тема до настоящего времени не получила достаточного освещения, у исследователей и историков.
Изучение истории лаборатории ГИРД представляет немалый общественный интерес, так как позволяет определить корни ,из которых выросла современная ракетная техника, ознакомиться с путями развития общественных ,технических и научных идей в решении главнейших задач в ракетостроения, с тем, чтобы выбрать идеи ранее предложенные и до сих пор не утратившие актуальности .

РАННИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ РАКЕТ 02
И РАКЕТНОГО ТОПЛИВА В ИТАЛИИ.
Л.Крокко (США) 1927-1935 г.

Исследования в области ракетной техники по нашим сведениям ,в Италии проводились на уровне отдельных физических лиц . Самой яркой фигурой был генерал Гаэтано Артуро Крокко .
В период с 1927 года по 1935 года проводились работы связанные с проблемой выбора топлива для ракет на твердом топливе, а также исследование ракетных двигателей на двухкомпонентном топливе. Практические проекты в области ракетостроения в указанный период не были реализованы.
В указанный период в итальянском обществе отсутствовала целенаправленная государственная политика, а также не было общественных организаций, работающих в области популяризации и пропаганды ракетной техники и идей космонавтики,

АСТРОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ БРИТАНСКОГО 03
МЕЖПЛАНЕТНОГО ОБЩЕСТВА .
Х.Е.Росс ( Англия) 1937-1938 г.

Британское межпланетное общество было основано инженером Филипппом Е.Клитором в октябре 1933г. в Ливерпуле. Общество издавало журнал (Джорнэл Бритиш интерпланетари сесайти) и бюллетень, в которых публиковались лекции и статьи для стимулирования соответствующих интересов. Вскоре Общество приобрело международный характер (хотя его число до 1945 года не превышало 100 человек),привлекая таких известных ученых –пионеров в этой области ,как Гвидо Пирке (Австрия) , Робер Эсно-Пельтри ( Франция) , Г. Эдвард Пендрей (США) , Я.И.Перельман и Н.А.Рынин (СССР) .
Однако практической реализации проектов строительства ракет Британское межпланетное общество не реализовало, в связи с отсутствием теоретической и практической базы, а также отсутствия целенаправленной программы пропаганды и популяризации ракетной техники.

ТЕОРИТИЧЕСКИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ РАБОТЫ 04
ВО ФРАНЦИИ ПО МНОГОСТУПЕНЧАТЫМ РАКЕТАМ.
Л.Дамблан (Франция) 1930-1939 г.

Так же как в Италии практические работы в области ракетостроения ограничились созданием твердотопливных ракет , с глубокой теоритической и аналитической системой анализа происходящих процессов горения.Указанные работы проводились исключительно по инициативе Л.Дамблана,при отсутствии поддержки со стороны государства и квалифицированных специалистов.
В те же годы Эсто-Пельтри,вместе с друзьями Монтенем и Севалем строит жидкостной ракетный двигатель в домашней лаборатории в городе Булонь-сюр-Сен.
К сожалению указанные работы промышленностью востребованы не были, в обществе системно не культивировались и не развивались идеи ракетостроения и освоения космоса .

РАННИЙ ПЕРИОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АМЕРИКАНСКОГО 05
РАКЕТНОГО ОБЩЕСТВА.
Г.Э.Пендрей, США (1930-1938)

В июне 1930 года вышел «Биллютень Американского межпланетного общества».Он стал началом реализации программы Общества по ускорению разработки ракет. Первый успешный запуск ракеты на жидком топливе был произведен близ Массачусетса Робертом Х.Годдардом 16 марта 1926 года.Спустя семь лет на испытательном полигоне в Мэрин-парке (Стейтен-Айленд, Нью-Йорк) 14 мая 1933 года Бернардом Смитом ,была запущена ракета. Которая после двух секунд полета ,достигнув высоты 76,2 метра взорвалась.
Надо отдать должное американцам, что они были первыми ,кто не только осуществил первые успешные пуски жидкостных ракет ,но и первым кто использовал жидкостные ракеты для коммерческих пусков. 2 февраля 1935 года в районе озера Гринвуд состоялся первый запуск «почтовой ракеты»,профинансированный бруклинским филателистом Ф.В.Кеслером. Одна из двух ракет достигла цели и попала в соседний штат, придав таким образом законность официальной почтовой оплаты и специальным «ракетным» штемпелем на письмах. С экономической точки зрения проект состоялся.
Одним из достоинств (и в то же время недостатком) Американской ракетной программы несомненно явилось создание конкурентной в этой отрасли среды, что на начальном этапе несомненно затормозило развитие ,а в последующем благотворно повлияло на развитие космических программы. На первоначальном этапе финансирование в основном производилось частными инвесторами ,при весьма скромном участии государства.
К недостаткам следует отнести практическое отсутствие в указанный период системной работы по пропаганде и популяризации ракетной техники.

ИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ПЕРВЫХ СОВЕТСКИХ 06
РАКЕТ НА ЖИДКОМ ТОПЛИВЕ.
Первый успешный старт ракеты ГИРД-09 состоялся 17 августа 1933 года,с Нахабинского Военно-инженерного полигона.

Ракета имела следующие рассчетные характеристики:
Стартовый вес 18,95 кг
Полезный груз 6,20 кг
Запас топлива 7,82 кг
Тяга 52,40 кг
Удельная тяга 164,00 кг/сек
Время работы двигателя 15,00 сек
Давление в камере сгорания 5,00 атм
Максимальная высота полета 5000 м
Конечная скорость 275 м/сек
Весь полет занял 18 секунд. На высоте 400 метров ракета резко изменила направление и упала. «Первая советская ракета на жидком топливе пущена ! День 17 августа несомненно является знаменательным днем в жизни ГИРДа и, начиная с этого момента, советские ракеты должны летать над Союзом республик».- Вот что писал С.П.Королев в стенгазете ,посвященной пуску .
За несколько лет до этого серьезная пропагандистская работа создала ГИРДу большой авторитет, и уже весной 1932 года его усилия встретили полное понимание со стороны организатора научно-исследовательских работ по перевооружению Советской Армии,начальника вооружений РККА М.Н.Тухачевского, видевшего в ракетах основу оружия будущего. 3 марта 1932 года состоялось заседание Реввоенсовета посвященное работам ГИРДа и проблемам реактивного движения. Было принято решение создать научно-
исследовательский институт по ракетной технике, а до его создания поддержать работы ГИРДа. В стенограмме заседания Президиума ЦС Осоавиахима СССР состоявшегося 9 марта 1932 года и обсуждавшего смету
Осоавиахима на 1932 год, читаем: «Группа наших реактивных двигателей-она требует многих сотен тысяч ,вкладываем только 80 000 рублей».(для справки средний годовой доход в государственных учреждениях и армии в 30-е годы составлял 2500 рублей, годовой доход в частном секторе в высокотехнологичных отраслях того времени достигал 30000 рублей).
В апреле 1932 года принимаются конкретные меры по реализации резолюции. ГИРДу предоставляется помещение, начинается комплектование штата, становится стабильным финансирование работ. К этому времени Московский ГИРД получил название Центрального , ему было поручено руководство Ленинградским и другими ГИРДами, образовавшимися в ряде городов страны. Такие группы работали в Харькове, Горьком, Ереване, Баку, Киеве, Тбилиси, Ростове на-Дону, Архангельске, Новочеркасске, Брянске и в десятках других городов. В конце 1932 года по данным газеты «Техника» Группы изучения реактивного движения функционировали в 90 пунктах нашей страны. Московский ГИРД вошел ЦГИРД на правах отдела. Его начальником, а вскоре и начальником всего ЦГИРДа был назначен С.П.Королев. Комплектование ГИРДа постоянными штатами началось с мая 1932 года, когда туда из ЦИАМа перешел Ф.А.Цандер со своими сотрудниками, это стало первой бригадой . Постепенно в ГИРД перешли и другие ракетчики, работавшие в нем сначала по совместительству. Количество бригад возросло до четырех. Летом 1932 года решением ЦС Осоавиахима ГИРДу было выделено постоянное помещение в подвале дома №19,к.2 по Садово-Спасской улице. Так образовалась и развернула свою работу организация ,сыгравшая основную роль в зарождении отечественного жидкостного ракетостроения.
За полтора года своей деятельности МосГИРД получил результаты летных испытаний первых советских жидкостных ракет .В итоге приказом Реввоенсовета №0113 от 21 сентября 1933 года, за подписью Заместителя народного коммисара по военным и морским делам и председателя РВС СССР М.Н.Тухачевского на базе Ленинградской Газодинамической Лаборатории (ГДЛ) и Московской Группы Изучения реактивного движения (МосГИРД) был организован первый в мире реактивный научно-исследовательский институт -РНИИ. Первый ,временный штат РНИИ был утвержден в составе 281 человека,из которых 73 были работники ГИРДа. Смеем предположить ,что это был кадровый задел будущих успехов РНИИ. Также как и Московский ГИРД осенью 1933 года был организован ГИРД в Ленинграде. ЛенГИРД занимался пропагандой ракетной техники, организовывал показательные пуски пороховых ракет. При Доме техники ЛенГИРД организовал курсы по подготовке специалистов по теории реактивного движения.
ЛенГирдовцы получили помещения и развернули проектно-конструкторские работы. Ими были спроектированы фотографические, осветительные и регистрирующие ракеты. В1934 году ЛенГИРД был преобразован в Секцию реактивного движения. Она работала до начала Великой Отечественной Войны, занимаясь пропагандой ракетного дела разработкой и испытанием моделей ЖРД.
ГИРДовское движение сыграло большую роль в становлении отечественного ракетостроения, переведя работу на рельсы конструкторской и испытательной деятельности. Вместе с тем оно продолжило традицию активной пропаганды в области ракетного дела и межпланетных полетов , организовала работу по подготовке кадров ракетчиков.
При знакомстве с деятельностью С.П.Королева в области просвещения обращает на себя внимание, прежде всего его подход к вопросам пропаганды, к постановке этого дела. В заключительной части его статьи «Крылатые ракеты и применение их для полета человека», там, где говориться о путях развития ракетной техники и связанных с этим задачах, в числе задач ставится «…грамотная популяризация идеи ракетного полета». Обращает на себя внимание постановка вопроса: не всякая популяризация, а именно грамотная. О таком подходе к пропаганде и популяризации он пишет также в послесловии к своей книге «Ракетный полет в стратосфере».
Как одна из задач ГИРДа определялась «широкая техническая пропаганда и популяризация идей применения реактивных двигателей…». Для этой цели приказом предусматривалось специальное подразделение в структуре ГИРДа-отдел 3,оргмассовый.Деятельность оргмассового отдела направлялась Техническим советом ГИРДа и С.П.Королевым как начальником ЦГИРДа.
Приемником ГИРДовских традиций в Москве стала созданная в январе 1934 года Реактивная группа стратосферного комитета Осоавиахима.Группу возглавил конструктор И.А.Меркулов. В состав группы вошли профессора В.П.Ветчинкин, Б.С.Стечкин, конструкторы А.И.Полярный ,К.А.Путилов и другие.Этой группе принадлежит мировое приоритетное достижение: И.А.Меркуловым была разработана и запущена в мае 1939 года первая в истории двухступенчатая ракета, вторая ступень которой работала на прямоточном воздушно-реактивном двигателе. В ноябре 1934 года создается Ракетная группа при Харьковском авиационном институте.Эта группа проектировала ракеты,проводила опытные пуски пороховых ракет.
Не замерла ГИРДовская работа и в годы Великой Отечественной Войны. В 1943 году в Московском авиационном институте создается кружок по изучению реактивного движения, впоследствии его переименовали в Секцию подготовки космического полета. В 1944 году в МГУ создается студенческий коллектив «РАКЕТА» ,а в МВТУ им.Баумана-коллектив подготовки космического полета. Все эти студенческие коллективы устанавливают между собой связь, создают Организационный комитет объединения. Устанавливается связь с аналогичными студенческими кружками при ВУЗах Ленинграда, Киева, Свердловска, Томска, Вологды, Херсона и других городов. Участники кружков выполняют научно-исследовательские работы по ракетной технике, космическому полету, медико-биологическим проблемам. Читаются факультативные курсы по физике стратосферы, расчету высотных ракет, проводят студенческие научно-технические конференции, читают лекции на предприятиях и учреждениях.
Деятельность студентов активно поддерживали известные ученые С.И.Вавилов, А.Ф.Иоффе, В.Г.Фесенков, Б.Н.Юрьев, И.В.Курчатов, М.В.Келдыш, профессора М.К.Тихонравов, Ю.А.Победоносцев, А.В.Квасников, В.П.Ветчинкин, А.А.Космодемьянский и другие.
В марте 1947 года состоялось объединенное собрание актива вузовских кружков .Собрание принимает решение организовать при Центральном Совете Осоавиахима отделение подготовки космического полета с ячейками при местных организациях Осоавиахима.
В 1954 году при Центральном аэроклубе имени В.П.Чкалова ДОСААФ СССР организует Секцию астронавтики. Цель деятельности Секции определена как «Содействие осуществлению в нашей стране космических полетов в мирных целях».
Секция оказала существенное влияние на организацию общественного движения по ракетостроению и космонавтике. Деятельность Секции способствовала повышению престижа ракетостроения и космонавтики и подготовке кадров в этой области. Многие из числа ее членов стали сотрудниками НИИ и КБ этой отрасли, видными учеными.
Роль общественного движения в становлении отечественного ракетостроения и космонавтики очень велика и исторический опыт его значителен. Многое из того, что накоплено тогда, может с успехом использоваться и сегодня.
Уникальный опыт ГИРДа, как общественной организации сыгравшего существенную роль в становлении в нашей стране ракетостроения и космонавтики.
Следует отметить то ,что было присуще в работе ГИРДа:
Формирование положительного общественного мнения и отношения к работам в области ракетостроения и космонавтики.
Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по различным темам.
Проведение экспериментальных работ и поиск новых технических решений.
Подготовка кадров ракетчиков.
Рассматривая эту историю с позиции сегодняшнего дня, можно сделать заключении, что тогда ,в далекие 30- е годы, обществом был выбран правильный и рациональный подход и доказательством этому служит НАШ первый искусственный спутник Земли, запуск которого 4 октября 1957 года был бы невозможен , без Группы Изучения Реактивного Движения (ГИРД).