ДЕТСКОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО В СССР. | Фонд поддержки детского технического творчества имени летчика космонавта СССР Героя Советского Союза А.А.Сереброва

ДЕТСКОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО В СССР.

Значок Юный авиамоделист

 

Чем сегодня живет страна? Откройте любой сайт, включите телевизор или радио,

и вы погрузитесь в густой и липкий «информационный шум». Узнаете кучу новостей о
том, что Роналду поселили в очень дешевый номер и что сгорел очередной склад
стройматериалов… Вы вникните в подробности развода Киркорова и Пугачевой…
Услышите, чем после клипа прославилась танцовщица из Африки, и что Алсу показала
дерзкий образ, что эрмитажный кот Ахилл выбрал победителя, что у Анфисы Чеховой
проблемы со здоровьем, а бывший муж Ольги Бузовой избавляется от элитной
квартиры…
Эту информацию вынужденно «жуют» взрослые и не жуя «проглатывают» дети.
Но если взрослые еще догадываются, что им «скармливают» туфту и лабуду, то дети
думают, что весь мир наполнен рекламными клипами, сериалами, эстрадными звездами и
шоу, в которые то вклинивается наводнение, то пожар у задремавшего алкаша.
Мы смотрим телевизор и совсем не задумываемся о том, что сигнал нам
транслирует космический спутник, что на орбиту его вывела ракета, а связь с ней из
Центра управления полетами поддерживается по радио. И все это – ракету, спутник и
электронную аппаратуру реально сделало то поколение детей, которое было воспитано
множеством детских изданий, в том числе, газетой «Пионерская правда», журналами
«Юный
техник»,
«Моделист-конструктор»,
«Знание-сила»,
рационализатор» и «Техника-молодежи».
Вот некоторые из тем радиопередачи «Пионерская зорька», выходившей в эфир
почти 70 лет до самого 1991года, пока не рухнул Советский Союз: «Приключения
Незнайки и его друзей на Луне», «Пришельцы с Марса», «Мастер на все руки», «Планеты
Солнечной системы», «Загадочная соседка Земли», «Химия может творить чудеса»,
«Бороздим просторы космоса», «Электрический ток», «Кто придумал радио» и т.д.
Поколения пионеров читали детскую техническую литературу, впитывали советы
Мастера Самоделкина и смеялись над незадачливым волшебником Хоттабычем,
сделавшего бесполезный телефон из куска мрамора. Дети укатывались над героями
писателя Носова Винтиком и Шпунтиком, смастеривших автомобиль, ездивший на
газировке с сиропом, а тем временем создавали ту страну, на развалинах которой мы до
сих пор пользуемся их открытиями, техническими идеями и наработками.
Что сможет создать нынешнее поколение юных россиян, чье воображение
больше занимают Властелин колец, Гарри Поттер, Таня Гроттер и «Смешарики», чем
разработка технических моделей, например, робототехники???
Поискав иллюстрации о детском техническом творчестве в СССР, я обнаружил в
интернете сотни фотографий, свидетельствующих о настоящем техническом буме,
который уверенно демонстрировал главное – в стране Советов этой стороной воспитания
детей занимались очень серьезно.
Посмотрите сами: массовое радиолюбительство, повальное увлечение
механическим телевидением, когда перед Великой Отечественной даже в колхозных
машинно-тракторных станциях (МТС) тысячи энтузиастов сооружали телепередатчки и
телеприемники, когда не было в СССР города и поселка, где бы не действовали кружки
авиа-, судо- и автомоделирования. Был совершен впечатляющий рывок из отсталой
России до Победительницы во Второй мировой войне. Фашисты удивлялись, когда на
оккупированных территориях ПОВСЕМЕСТНО(!), в самых примитивных избах,
встречали проводное радиовещание и даже ламповые радиоприемники.
Кто сегодня посмеет утверждать, что довоенное и послевоенное техническое
просвещение детей и молодежи осталось без последствий?! Что оно не повлияло на наше
первенство в Космосе, на запуск Первого искусственного спутника Земли, на полет
Гагарина, на исследования Луны и Венеры?!
А сколько специальной технической литературы издавалось для детей и
юношества! Найденные мною свидетельства в интернете, не отражают и сотой доли
информационного бума, в который были погружены дети той поры. Миллионы семей
выписывали для своих сыновей и дочерей детские периодические издания. Советская
информационная машина сбоев не давала.
Тогда подростки и взрослые были абсолютно не осведомлены о личной жизни
певца Ивана Козловского. Они не знали сколько жен у первого тенора Большого театра
Сергея Лемешева, не подозревали, что у товарища Сталина не разгибалась левая рука и
что писатель Александр Фадеев был запойным алкоголиком.
Но даже дети прекрасно знали — что такое электромагнитные колебания, как
собрать простой ламповый приемник, как пользоваться лобзиком и как лучше паять
железо – с канифолью, нашатырем или паяльной кислотой.
Посмотрите плакаты тех лет. Они зовут молодое поколение не к дешевым
удовольствиям. Напротив — они формируют цель жизни и мировоззрение. Плакаты зовут к
светлой мечте, к свершениям на благо страны и к формированию своей собственной
судьбы. Государство думало об этом и поощряло детей на серьезные усилия через
конкурсы и слеты, соревнования и фестивали. И результаты пришли!
Имена Королева, Келдыша, Тихонравова, Янгеля, Глушко говорят сами за себя.
Без них не было бы советского космоса и современной российской космонавтики. Без
инженеров и конструкторов, воспитанных той системой не были бы известны имена
Калашникова, Грабина, Кошкина, Макарова, Микояна, Бериева, Антонова, Ильюшина,
Яковлева, Поликарпова, Петлякова, Никитина, Миля, Камова, Шавырина, Непобедимого
и многих сотен выдающихся инженеров-конструкторов советской школы, создавших не
только оружие для защиты Родины, но и другую замечательную технику.
Наверное, не все безнадежно и сегодня. Не все успели разрушить
«демократизаторы» березовские и гайдары. Но то, что стройную систему технического
творчества нужно создавать заново – сомнений нет. И эта публикация пусть станет одной
из тех капель, которые и «камень точат».
Владимир Мормуль
А это день сегодняшний. Фото Татьяны Соловьевой (Коломна).
Детское техническое творчество в СССР.