ДЕЛО ВСЕЙ ТВОЕЙ ЖИЗНИ | Фонд поддержки детского технического творчества имени летчика космонавта СССР Героя Советского Союза А.А.Сереброва

ДЕЛО ВСЕЙ ТВОЕЙ ЖИЗНИ

img00012

Доклад «Дело всей твоей жизни…», посвящённый учёным, конструкторам и инженерам,
открывшим миру космос, Наша задача — рассказать о судьбах великих учёных:
С. П. Королёва (ракеты), В. П. Глушко (ракетные двигатели), В. П. Бармина (космодромы),
Н. А. Пилюгина (автономные системы управления ракетой), М. С. Рязанского
(радиоуправление ракетой), В. И. Кузнецова (ракетная гироскопическая техника),
А. Ф. Богомолова (радиотелеметрия) — и тысячах инженеров, двигавших космическую
отрасль.
И дело не только в сохранении истории. Дело в главном: зная историю, мы сможем вернуть
обществу смысл и престиж инженерно-конструкторской мысли и профессии, двигающих мир.
Как всё начиналось?
В письме от 13 июля 1944 года премьер Великобритании Уинстон Черчилль сообщил Иосифу
Сталину, что немцы проводят испытания летающих ракет А-4 (Фау-2) в Дебице (Польша), куда
уже вступила Красная армия. Черчилль просил помочь разыскать и доставить в Лондон всё,
что относится к ракетам. То письмо стало толчком к развитию отечественной ракетной
отрасли. Стало ясно, что нельзя терять время, надо захватить инициативу в создании
стратегического ракетного оружия. Сталин вызвал наркома авиапрома А. И. Шахурина
и наркома внутренних дел Л. П. Берию, чтобы выяснить, что делается в области
ракетостроения. Зная, что ведущие ракетчики, в том числе С. П. Королёв, репрессированы,
а некоторые расстреляны, наркомы пришли не с пустыми руками: они принесли своё письмо
на имя вождя со списком из 35 заключённых специалистов, подлежащих освобождению, —
ядро будущего коллектива ракетчиков.
Так знаменитый Королёв вышел на свободу.
По приказу Сталина в район Дебице отправилась специальная комиссия из специалистов-
ракетчиков (М. К. Тихонравов, Ю. А. Победоносцев и другие). В Москву привезли двигатель
(ЖРД с тягой 25 тысяч кгс!) и командные гироскопические приборы. Это начало — нужны
были не десятки, а тысячи специалистов (инженеров, конструкторов, технологов,
двигателистов, гироскопистов, стартовиков, прибористов и других) высокого класса,
способных разобраться в незнакомой ракетной технике, а затем создать свою — лучшую.
Кадры решают всё
Но где взять специалистов в стране, ведущей войну, когда вся промышленность работает
на фронт? Спасли «запасы» индустриализации.
В двадцатые-тридцатые годы XX века в стране возникли первые конструкторские бюро:
1922 г. — КБ А. Н. Туполева, 1923 г. — КБ Н. Н. Поликарпова, 1927 г. — КБ А. С. Яковлева,
1929 г. — КБ С. А. Лавочкина. Затем новые: 1933 г. — КБ С. В. Ильюшина, 1935 г. — КБ В. Ф.
Болховитинова, 1936 г. — КБ В. М. Петлякова, 1938 г. — КБ А. И. Мясищева, 1939 г.
— КБ А. И. Микояна, 1940 г. — КБ П. О. Сухого.
Кстати, за последние тридцать лет в России не появилось ни одного нового КБ. А в сороковые
годы кадры давала отечественная инженерная школа, выросшая из детских технических
кружков — СЮТов, домов пионеров, авиамодельных и судомодельных кружков.
Высокий уровень индустрии, передовые позиции во многих областях машино-, приборо-,
радиостроения — всё это было обеспечено первоклассными кадрами специалистов.
И сегодня тоже отечественная система технического образования должна быть нацелена
на подготовку инженеров, чьи навыки и квалификация отвечают вызовам ХХI века. Ведь
в ближайшие десятилетия одним из условий выживания государства будет наличие
квалифицированных инженерных кадров и, что немаловажно, наличие инженерной среды
в стране.
Инженерная среда
За технологиями стоит человек, его знания и возможности. Те государства, которые осознают
стратегическое значение высококвалифицированных инженерных и рабочих кадров, имеют
шанс остаться в группе развитых стран. Это шанс разговаривать с миром на равных.
Это были выдающиеся учёные, которые сумели — каждый на своём месте — развить
собственную систему подготовки инженерных кадров и создать в стране именно инженерную
среду. Они сумели сделать невозможное: объединили грандиозной целью и общим
творческим трудом огромную армию конструкторов, инженеров, исследователей,
космонавтов, технологов, рабочих — несколько поколений людей, чьими коллективными
усилиями наша страна превратилась в великую космическую державу.
Так в стране была создана инженерная среда. Более того, как заметил А. А. Серебров,
лётчик-космонавт, Герой Советского Союза, «тогда существовала техническая культура».
А в девяностые годы XX века от технической культуры ничего не осталось, что ограничивает
возможности экономического роста. И хотя у нас запускаются амбициозные индустриальные
проекты, специалистов не хватает.
В 2014 году вице-премьер Правительства России Дмитрий Рогозин предложил увеличить
количество часов, отводимых в старших классах на изучение математики и физики, чтобы
возродить инженерную специальность. Ведь для развития высоких технологий уже сегодня
требуется несколько десятков тысяч инженеров.
Юные техники
Однако проблема в том, что те инженеры, что востребованы сегодня, — это люди, которые
учились двадцать-тридцать лет назад. Их нехватка на производстве — это разрыв
непрерывной подготовки в девяностые годы.
Для этого нужно разрабатывать различные программы для молодёжи, снимать
художественные и документальные фильмы о прорывных изобретениях и людях,
придумавших их.
Нужно — открывать большее количество кружков, клубов и станций юных техников.
Необходимо насыщать такие кружки-клубы различной современной техникой, аппаратурой,
станками. К сожалению, современная медиакультура не пропагандирует людей инженерной
профессии. На экранах ТВ всё больше криминальные сериалы и откровенная попса. В этом
кроется большая беда: в американских фильмах мы видим иное. Американцы делают
главными героями инженеров и конструкторов (как правило, молодых людей!), которые что-то
сконструировали, что-то разгадали и… спасли мир! А наши космонавты в этих хороших
американских фильмах на орбите летают небритыми и в шапках-ушанках…
Нам надо снимать фильмы, продвигающие российский космос. Уже в детском саду дети
должны сталкиваться с предметами, которые будут подталкивать ребёнка к возможности
их разобрать, собрать, а потом, может, и сломать, чтобы починить или даже сконструировать.
Достаточное количество инженерных кадров можно подготовить, только если молодые люди
захотят стать инженерами. Значит, нужно дать им возможность попробовать свои силы или
просто дать шанс для выбора именно инженерной и рабочей профессии.
Кружки, клубы технического творчества помогают не только ломать-конструировать, но и дают
молодым людям возможность понять, лежит ли у них душа к такому творчеству. Более того,
педагоги, наставники всегда сумеют подметить, насколько талантлив и рукаст молодой
человек. Возможно, некоторые из тысяч таких ребят выберут профессию инженера или
конструктора или кваллифицированного рабочего . Подобные мастерские по отбору детей
в инженерную среду должны создаваться во всех регионах страны. Так начнёт
формироваться база будущих инженечеловек. Возможно, некоторые из тысяч таких ребят
выберут профессию инженера или конструктора или квалифицированного рабочего.
Подобные мастерские по отбору детей в инженерную среду должны создаваться во всех
регионах страны. Так начнёт формироваться база будущих инженеров ,
конструкторов,квалифицированных рабочих.